Маркировка товаров призвана защитить потребителей от некачественной продукции, освободить бизнес от нечестной конкуренции, и вывести из тени недобросовестных поставщиков.
Обязательная маркировка продукции кодом DataMatrix позволит отслеживать жизненный цикл каждой единицы товара и контролировать ее качество. За счет этого достигается сокращение наличия фальсифицированных товаров на рынке. Для удобства считывания обычных штрих-кодов и кодов DataMatrix можно использовать сервис «Агент Плюс: СканерПлюс», который уже встроен в приложение для торговых представителей «Агент Плюс: Мобильная торговля».
По планам правительства Российской Федерации, к 2024 году обязательной маркировке будут подлежать большинство групп товаров. Однако, маркировка - процесс длительный, который требует тщательной подготовки на стороне производителей и поставщиков. В связи с этим правительство установило провести плавную маркировку товаров в системе «Честный ЗНАК».
Изделия, которые должны быть промаркированы к концу 2021 года:
- Товары из натурального меха – с 12 августа 2016;
- Табачная продукция – с 1 марта 2019;
- Лекарства и обувь – с 1 июля 2020;
- Фотоаппаратура и лампы-вспышки – с 1 октября 2020;
- Парфюмерия – с 1 октября 2020;
- Покрышки и шины – с 1 ноября 2020;
- Белье и одежда – с 1 января 2021 года ;
- Сыр и мороженое – с 1 июня 2021 года;
- Ювелирные изделия – с 1 июля 2021 (с 1.01.2021 начать регистрироваться в системе ГИИС ДМДК);
- Молочные продукты сроком более 40 суток – с 1 сентября 2021;
- Молочные продукты сроком менее 40 суток включительно – с 1 декабря 2021.
Остановимся подробнее на каждом этапе обязательной маркировки молочных продуктов.
Основные даты маркировки молочных продуктов указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции».
Процесс маркировки молочной продукции начался в 2019 году. Завершение планируется к концу 2023 года. Сам переход к обязательной маркировке включает в себя несколько этапов:
Первый этап – эксперимент
Эксперимент по маркировке молочных товаров стартовал 15 июля 2019 года. В нём приняли участие производители, дистрибьюторы и розничные магазины. Изначально эксперимент планировалось завершить к 29 февраля 2020 года. Но срок продлили до 31 декабря 2020 года.
С 20 января 2021 года отрасль перешла к новому этапу – добровольной регистрации в системе маркировки «Честный ЗНАК». Участники товарного оборота могут заказывать, наносить, вводить и выводить из оборота коды маркировки.
Второй этап – сыры, мороженое и пищевой лед
С 1 июня 2021 года к обязательной маркировке молочной продукции кодом DataMatrix приступили производители сыров и мороженого.
С этой даты изготовители зарегистрировались в «Честном ЗНАКе». Также описали товар в национальном каталоге.
Третий этап – срок хранения более 40 суток
С 1 сентября 2021 года была введена обязательная маркировка для продуктов со сроком хранения более 40 суток – запрещается производство (кроме фермеров и с/х кооперативов), оборот и вывод из оборота немаркированной молочной продукции.
К этой дате производители и импортеры закупили необходимое оборудование, зарегистрировались в системе маркировки, описали товары в национальном каталоге, приступили к заказу, ввели в оборот средства идентификации и передали данные в «Честный ЗНАК».
Четвертый этап – срок хранения менее 40 суток
С 1 декабря 2021 вводится обязательная маркировка в отношении товаров со сроком хранения менее 40 суток (сыры, мороженое и прочая молочная продукция).
К этой дате производители (кроме фермеров и сельскохозяйственных кооперативов) должны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», описать товары в национальном каталоге, наладить процессы по заказу, нанесению, вводу в оборот кодов маркировки. С этого дня необходимо начать передавать данные в систему маркировки по данной категории продукции.
Пятый этап – выбытие через розничную продажу
Все производители (кроме фермерских хозяйств и с/х кооперативов) должны фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы (регистрировать выбытие из оборота путем розничной продажи):
– c 20 января 2022 года сыры, мороженое и остальную молочную продукцию сроком годности менее 40 дней;
– c 1 июня 2022 года все категории молочных продуктов, включенные в перечень, сроком годности свыше 40 дней.
Шестой этап – объемно-артикульный учет, электронный документооборот и регистрация остальных причин вывода из оборота
С 1 сентября 2022 года вводится обязанность по ведению обязательного объемно-артикульного учета.
По сырам, мороженому и прочей молочной продукции производители (кроме фермеров), импортеры, оптовики и розница передают сведения в «Честный ЗНАК» об обороте, отгрузках с переходом права собственности и о сделках в рамках договора комиссионных/агентских договоров.
С этой даты участникам оборота маркированной продукции необходимо работать через оператора электронного документооборота (ЭДО) для обмена информацией с контрагентами.
Седьмой этап – фермерские хозяйства
С 1 декабря 2022 года вводится обязательная маркировка для сельскохозяйственных, фермерских и крестьянских хозяйств.
Производителям к этой дате необходимо зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК», описать товары в национальном каталоге, закупить необходимое оборудование (2d-сканер/терминал сбора данных, принтер этикеток, онлайн-кассу) и протестировать процессы торговли маркированными товарами.
Восьмой этап – поэкземплярный учет
С 1 декабря 2023 года для производителей, импортеров, оптовиков и розничных магазинов вводится поэкземплярный учет (обязательная передача сведений в систему о каждой единице маркированного товара) для продукции со сроками хранения более 40 дней. С этой даты все участники предоставляют в «Честный ЗНАК» сведения о выводе из оборота продукции по всем причинам, не связанным с продажей через онлайн-кассу с указанием количества и кодов единиц продукции.
Штрафы за нарушение требований об обязательной маркировке товаров зафиксированы в статье 15.12 КоАП.
За изготовление продукции без кодов маркировки или с нарушением правил маркировки:
- для юридических лиц: от 50 000 до 100 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей (ИП) или должностных лиц: от 5 000 до 10 000 руб.
За продажу, хранение, перевозку или приобретение с целью сбыта продукции без маркировки:
- для юридических лиц: от 50 000 до 300 000 руб.;
- для ИП или должностных лиц: от 5 000 до 10 000 руб.;
- для физлиц без статуса ИП: от 2 000 до 4 000 руб.
Во всех случаях предусмотрена конфискация товара без ее возврата предпринимателю. За аналогичные правонарушения совершенные в крупном размере (от 400 тыс. рублей) предусмотрена уголовная ответственность по статье 171.1 Уголовного Кодекса.
Обратите внимание, что программный продукт «Агент Плюс: Мобильная торговля» сертифицирован в системе маркировки «Честный ЗНАК». Поэтому вы можете использовать программное обеспечение «Агент Плюс: Мобильная торговля» при продаже маркированной продукции.