KPI (key performance indicators) - ключевые показатели эффективности.
Для чего нужно обращать внимание на этот показатель?
В современном бизнесе владельцы сталкиваются с необходимостью качественно оценить работу сотрудников, определить сильные и слабые стороны в работе, стимулировать работников к профессиональному развитию. В решении этих задачах помогает такой инструмент как KPI.
KPI позволяет оценить насколько поставленные задачи выполняются сотрудниками.
Благодаря KPI мы можем:
Оценить работу сотрудника;
Справедливо распределить премиальные выплаты;
Увидеть недочеты в работе сотрудника и устранить их;
Эффективно развивать деятельность компании.
Процесс внедрения KPI требует временных затрат. Необходимо провести большую работу, прежде чем начать использовать инструмент в полном объеме.
Как рассчитать KPI:
В первую очередь необходимо грамотно оценить какие показатели бизнес процесса нам необходимо отслеживать и измерять;
После определяем плановые значения, которых мы хотим достичь и к которым мы будем стремиться. Определяем их значимость, по-другому это называют весом показателя;
После оцениваем значения каких показателей достиг сотрудник;
Сравниваем плановые показатели с фактическими, и подсчитываем их индексы или процентное соотношение выполнения между планом и фактом.
Суммируем полученные индексы по показателям и получаем итоговый KPI сотрудника.
Пример:
Формула расчета:
KPI = (Вес KPI*Факт)/План
Название показателя KPI |
Значимость (вес KPI) |
План |
Факт |
Итог,% |
Сумма проданных товаров |
0,25 |
900 000 р. |
930 000 р. |
0,26 |
Количество проданных товаров |
0,25 |
120 000 шт. |
110 000 шт. |
0,22 |
Ассортимент в торговой точке |
0,50 |
20 SKU |
30 SKU |
0,75 |
|
|
Итог |
1,23 |
Полученный итог может служить основанием для поощрения сотрудника сверх базовой ставки премиальной части заработной платы.
Пример: Базовая оплата сотрудника = 25 000 рублей
KPI = 1.23
Премия 25 000 * 1.23 = 30 750 рублей
Из расчета видно, что помимо базовой суммы в размере 25000 рублей, сотрудник получит дополнительное поощрение в размере 5750 рублей.
Сегодня на рынке программного обеспечения достаточно много решений, которые решают поставленную задачу по внедрению KPI и помогают в его расчете.
В программах для контроля продаж и работы торговых представителей есть встроенная функция отслеживания выполнения плановых показателей:
она автоматически считает суммы фактических документов продаж в заданный период и сравнивает его с планом.
может по GPS-треку проверить, все ли торговые точки были посещены;
зафиксирует, выполнил ли сотрудник план по заказам активной клиентской базы за выбранный период.
Система ключевых показателей эффективности – действенный инструмент для управления развития торговой компании. KPI позволяет оценивать сотрудника по определенным количественным показателям, определяя его сильные и слабые стороны. Это повышает основные конкурентные преимущества предприятия в сфере торговли, делая его более экономически эффективным и рентабельным.